Алакрам Гумбатов считает себя руководителем, главой или, если угодно, президентом так называемого «Талышского автономного правительства в изгнании» — да-да «автономного правительства» (это так же абсурдно, как если представители какого-либо муниципального района Москвы, например, Краснопресненского, вдруг соберутся и где-нибудь в Финляндии организуют Муниципалитет Краснопресненского района Москвы в изгнании), которое состоит исключительно из его родственников. Основная деятельность этого так называемого «правительства» направлена на то, чтобы время от времени издавать разного рода энциклики — совершенно несуразные тексты, обычно написанные полуграмотным языком. Но дело даже не в этом.
Главное, что Алакрам Гумбатов оказался вдруг этаким «защитником прав человека» — 16 октября, после бомбардировки Гянджи армянскими силами он стал очень переживать и выпустил обращение от своего имени и от имени, представьте себе, своего «премьер-министра» (своего родственника, им же назначенного) — Рагима Мирзаева. В своем обращении эти деятели клеймят позором Армению за такую «нечеловеческую акцию». Однако Гумбатов ни слова не говорит о том, что разовой бомбардировке военных объектов в Гяндже предшествовали начавшиеся ранним утром 27 сентября и практически не прекращавшиеся на протяжении двух недель бомбежки мирного населения Степанакерта, а также других городов Арцаха, в результате которых погибли десятки людей — детей, женщин, мужчин, стариков и подростков… Однако Гумбатов очнулся и стал защитником прав человека только после бомбардировки Гянджи…
В своем обращении он также говорит, что, мол, наша молодежь, исходя из патриотических соображений, воюет за возврат азербайджанских территорий и они (то есть его так называемое «правительство») желают всяческого успеха талышской молодежи, которая участвует в этой войне.
Я хотел бы обратить ваше внимание, дорогие читатели, на весьма странное явление. Алакрам Гумбатов – не просто одна из самых непопулярных фигур в Азербайджане, сложно найти азербайджанца, который не испытывал бы к нему откровенной ненависти. Поверьте, нет ни одной публикации о сепаратизме, ни одной передачи или текста о предателях родины, где бы его не упомянули в самом негативном контексте — как самого мерзкого из предателей. Но при этом среди талышских активистов, даже с однозначно коллаборационистскими взглядами, вы не найдете никого, кто бы так лебезил перед Азербайджаном, как это делает Гумбатов. Это не может не удивлять. Человек, который провел 12 лет в азербайджанских застенках, подвергался жестоким пыткам, чья семья — жена и двое детей – вынуждены были скрываться и с трудом, с угрозой для жизни, покинули Азербайджан, говорит о своих «патриотических» чувствах к Азурбайджану, челом бьет, чуть ли не по земле ползает — лишь бы его простили, лишь бы считали «своим». А, отвечая на вопрос о своем визите в Армению и Карабах, он умудрился вообще озвучить запредельную глупость: «Я хотел уговорить армян, чтобы они вернули Карабах». Можете себе представить?
Рассказывают и такой случай. Недалеко от места его проживания в Гааге азербайджанцы установили в каком-то парке маленький памятник фейковому «геноциду Ходжалы», и Алакрам, якобы, каждое воскресенье ходил туда, чистил, носил цветы и т.д. Но как только азербайджанцы узнали об этом, то сами же его оттуда и прогнали. Сложно представить, что человек, приговоренный в Азербайджане к смертной казни, проведший годы в ожидании исполнения приговора и освобожденный исключительно благодаря активной работе международных организаций, может до такой степени пресмыкаться перед всем азербайджанским… Недавно Гумбатов заявил, что готов умереть за азербайджанский флаг. Помнится, он целовал флаг Талышистана и даже встал перед ним на колени. Очень интересно…
С другой стороны, есть и моральный момент. Насколько я знаю, армяне приняли Гумбатова в Армении и Карабахе, к нему было очень хорошее отношение, он несколько дней провел в Степанакерте и даже выступал по местному телевидению, говорил, что хочет видеть Талышистан свободным и т.д. и т.п. (видео это периодически прокручивают по карабахскому ТВ). Более того, он высказывал сожаление о том, что талыши участвовали в войне против армян… Непонятно при этом, каким образом он хотел уговорить армян вернуть Карабах… Одним словом, неважно, что он там наговорил. Удивительно другое. Человек, ты ведь был в Степанакерте, видел, что там тоже живут люди, общался с ними. Они выстроили цветущий город после войны, искренне принимали тебя, не держали зла на талышей, наоборот – называли их своими братьями… Ты ведь не мог не знать, что именно эти люди погибают от бомбежек. Но тебя это вовсе не трогало. И вдруг ты так вышел из себя, узнав о бомбежке Гянджи. Ты же знаешь, что это была ответная мера со стороны армян, и армяне никогда не стали бы бомбить мирный город, если бы каждый день не оказывались под бомбежкой в мирных Степанакерте, Мартуни… Ты же знаешь это, Алакрам.
Так вот, я долго думал, спрашивал сам себя — почему при столь раболепном отношении Гумбатова к Азербайджану, его там все равно ненавидят больше всех. Я нашел ответ позавчера, разговаривая со своим гостем — односельчанином, моим дальним родственником, приехавшим навестить меня. Речь как раз зашла о Гумбатове, и мой собеседник сказал «Алакрам умер для меня. Он предатель, он предал всех». И вдруг меня осенило — да его просто не уважают в Азербайджане! Азербайджанцы, ненавидя явных, настоящих талышских активистов, все-таки уважают их, их независимую и неизменную позицию. Гумбатова же не уважают.
Очень интересно, кстати, что мой родственник раньше был фанатом Гумбатова и готов был сделать все, что тот скажет, готов был умереть по одному его слову, и таких людей ведь было много, особенно среди молодежи – они считали его лидером. А потом выяснилось, что все его деяния и слова — воздух, тлен, и что даже Талыш-Муганскую Республику он задумал невзначай, а потом предательски бросил всех. Не важно, не хочу возвращаться к истории, но мы, действительно, живем в очень интересное время. Видим, как срываются маски, и становится ясно кто есть кто.
А мне, честно говоря, грустно. Все-таки он мог бы сохранить лицо. Не надо было даже делать что-то особенное или бросаться на амбразуру. Ему всего лишь нужно было быть последовательным во всех своих делах. Но Гумбатов исходил исключительно из своих интересов. То есть вел себя, как предатель. Сначала предавал своих талышей, потом — азербайджанцев, сейчас же с утра до вечера мечтает об Азербайджане. Баку он, кстати, считает своей «родиной». Гумбатов совершает поступки, совершенно не подобающие пожилому человеку, и тем более — человеку, который когда-то сделал что-то значимое. Действительно позорная, постыдная линия поведения.
Одно только радует: пустые заявления как его самого, так и его так называемого «правительства» ничего не стоят. Ни один талыш, поверьте мне, не обращает внимания ни на него лично, ни на его заявления. Вместо статуса аксакала он удостоился статуса предателя.
Такие вот грустные мысли об Алакраме Гумбатове.
Кахраман Искандари